Леонардо да Винчи. Жизнь и творчество

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

ГлавнаяСтатьи

Статья Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Каждое утро в течение двух лет Леонардо поднимался на деревянный помост, установленный напротив торцовой стены трапезной миланского монастыря Санта Мария деле Грацие (Грацие – Благодарения). Поскольку фреска "Тайная вечеря" была поднята высоко над полом, знаменуя конец земной жизни Спасителя.

Иной раз доски скрипели, внося в церковный покой тревожный диссонанс, монахи боязливо оглядывались: не конец ли света? Нет, вроде пока нет.

Леонардо работал с утра до наступления темноты, забывая о том, что он ничего не ел с самого утра, ему не приходила в голову мысль о жажде или усталости.

Но иной раз по два-три дня леса были недвижны, посторонние звуки не вторгались в тихую монастырскую жизнь. Леонардо, замерев, не прикасался к картине под ревнивым и недовольным взором пожилого приора. Последний, насупив брови, даже был вынужден пожаловаться герцогу, проворчав недовольным голосом о том, что по его разумению этот "мазила" должен работать, как садовник в саду, не покладая рук, непрерывно двигая кистью. А иначе, что же это за работа: стоять, как соляной столп?

Мало того, работу над "Тайной вечерей" строптивый флорентиец совмещал со скульптурой глиняного коня, которого он лепил на Старом дворе. Когда герцог донёс до сведения Леонардо резоны приора, "мазила" поклялся использовать голову невежественного настоятеля в качестве модели для образа Иуды, если не найдёт ничего лучше. К этому он прибавил, что ему всего лишь осталось нарисовать две головы.

Головы Иуды и Христа!

Иуда и Христос – два антипода, два мира, два неразлучных образа. Голова Христа, центр картины, мироздания, никак не выходил. Леонардо сам загнал себя в угол.

Об этом вспоминал в своих "Жизнеописаниях" Вазари. Воплотив изумительной красоты и благородства фигуры Иакова Заведеева и его брата, а затем приступив к Христу, живописец уже не смог достичь такой выразительности. После долгих раздумий он обратился к своему другу Бернардо Ценале, но тот к ужасу Леонардо ответил: "О Леонардо! Последствия допущенной тобой ошибки таковы, что исправить их может один лишь Бог…Поэтому оставь Христа незаконченным, ибо ты никогда не сделаешь так, чтобы он казался Христом рядом с этими двумя апостолами". Христос у Леонардо так и не обрёл завершённость.

А вот с Иудой Леонарду всё же повезло больше. Нет, художник не воплотил свою угрозу относительно приора. В поисках Иуды он часами бродил по Милану, пристально вглядываясь в лица простых горожан. И однажды встретил одного пьяного бомжика с довольно противным лицом…

Тут надобно отметить, что на всех изображениях сюжета "Тайной вечери" Иуда расположен особняком. Каждый из художников каким-либо образом выделяет его из числа апостолов. Кое-кто отсекает ему полголовы, на множестве фресок и икон он изображён в профиль, естественно без нимба, поскольку Иуда лишён святости. Некоторые живописцы специально затемнеют его образ, кроме того, его всегда можно опознать по руке, которая опущена в чашу, согласно словам Христа: "Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня".

Но Леонардо, как гениальный художник, отошёл от канона. И решил, что прототипом предателя должно быть реальное лицо, обыкновенный миланец, который живет себе преспокойно среди прочих, вместе с ними ходит в церковь, пьёт и ест за одним столом, как и трапезничал настоящий, подлинный Иуда за одним столом со Спасителем.

Неясно, каким образом дотащил Леонардо находившегося в полубессознательном состоянии алкаша. Но дотащил. И тут же взялся за кисть…

Когда же на утро бедный бомж, ставший навечно Иудой на фреске "Тайной вечери", пришёл в себя, он, глядя на картину, горько разрыдался. Оказалось, что он юношей когда-то пел в церковном хоре, и когда Леонардо только начинал писать "Тайную вечерю", лицо этого юноши послужило прототипом образу Христа…

Спустя три года после окончания работы над "Тайной вечерей" в 1500 году в Милане случился потоп, и трапезную затопило. Это случалось не однажды. Кроме того, фреска, на которую глазели, обедая, монахи, находилась в проёме арки дверей, ведущей на кухню. Дверца была низкая, и арку сверху ужали, подрезав ноги Христу. Позже наполеоновские солдаты устроили в храме конюшню, кидаясь кирпичами в головы апостолов.

Словом, не ясно, как "Тайная вечеря" уцелела и дожила до наших дней.

Наверное, чудом?


Игорь Михайлов
Женский журнал Суперстиль • 02.04.2010

Написать комментарий

Леонардо да Винчи - итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый, инженер

БиографияСтатьиИнтересные фактыАфоризмыКартиныДостиженияНовости

©Кроссворд-кафеВсе проекты